Конкурсы для детей РАЗВЛЕКУШКИ ДЛЯ УЛИЦЫ
ДЛЯ 1,5 - 2 ЛЕТ.
"Заинька" как правило пользуется большим успехом у малышей, особенно когда они устали и не могут поделить игрушку. Собираете вокруг себя детей и начинаете рассказывать стишок:
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит.
Вот как, вот как он ушами шевелит!
При этом подносите руки к голове, делаете "ушки на макушке" и показываете, как зайка шевелит ушами. Малышня хохочет и повторяет.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!
Вот как, вот как надо лапочки погреть!
Складываете ладони и трете их, грея лапки. Дети, опять же, повторяют.
Зайке холодно стоять, зайке надо поскакать!
Вот как, вот как зайке надо поскакать!
Тут уж грех не поскакать всем вместе. Часто роль ведущего хотят выполнять старшие дети.
Еще одна похожая игра. Рассказываете стишок :
Ехал принц по лесу, по лесу, по лесу.
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся,
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!
По ходу дела нужно делать то, о чем сейчас говорим : прыгать, дрыгать, кружиться и, например, обниматься. Очень весело!
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ.
Одна из самых известных развивающих игр - " Кто летает? "
Выбирается ведущий. Он спрашивает : " Ворона летает ? ", " Самолет летает ? ", " Дом летает ? ". Вопросы надо задавать очень быстро, и реакция должна быть мгновенной - да/нет или машем руками/не машем. Если игра на площадке, где есть лесенка, при ответе " да " можно подниматься на одну ступеньку вверх. Можно просто шагать вперед. Игра прекращается, когда играющие дойдут до определенного места ( об этом договариваются заранее ).
Похожие правила у игры " Съедобное - несъедобное ".
У водящего в руках мяч, он бросает его играющим, выкрикивая при этом слова в произвольном порядке. Если слово " съедобное ", мяч надо поймать, если нет - оттолкнуть или просто не ловить.
Вариант игры - "бывает - не бывает". Водящий бросает мяч играющим, выкрикивая действия каких-либо предметов, Скажем, " поезд едет, яблоко висит, стол летает….". Если такое бывает - игрок ловит мяч, если нет - отталкивает.
Еще одна игра с мячом - " Я знаю 5 имен…"
Ударяя ритмично мячом об асфальт ( пол ), нужно на каждый удар произносить по одному слову. Например : " Я- знаю-5-имен-девочек: Катя-Маша-Сима-Наташа-Света ". Тут мячик можно взять в руки, а можно продолжать без перерыва : " Я-знаю-5-имен-мальчиков:Саша-Вова-Петя-Дима-Миша ".Имена, разумеется, могут быть любыми. Далее можно продолжить: " Я-знаю-5-животных…Я знаю 5 видов посуды…Я знаю 5 родственников…" и т.д. Начинать игру надо не с пяти слов, а с одного, потом прибавьте еще одно и т.д. Здесь приходится произносить слова в быстром темпе, отвлекаясь на действия с мячом. Это довольно сложная игра.
" Караси и щука"
Выбирают одну или двух щук ( по желанию или по считалке ). Остальные - " караси " - должны перебежать с одного конца площадки на другой и не быть " пойманными " ( осаленными ) " щуками ". Те, кого поймали, берутся за руки, образуя круг посреди площадки - " корзинку ". Теперь караси могут спрятаться в " корзинке " - " щукам " в нее не пробраться, но они, обычно, подстерегают " карасей " на выходе из убежища. Пойманные " караси " становятся частью " корзинки ". Игра заканчивается, когда пойман последний " карась ".
"Садовник".
Выбирают ведущего, он - садовник. Все остальные - цветы в саду. Каждый выбирает сам, каким он будет цветком и сообщает об этом садовнику и остальным играющим. Когда все сделали выбор, игра начинается.
Садовник:
 Я садовником родился,
Не на шутку рассердился.
Все цветы мне надоели,
Кроме…..
И называет одного из играющих. Задача играющих - не пропустить, когда назовут его цветок и вовремя ответить:
Ой!
Садовник :"Что с тобой?"
"Цветок" :"Влюблен(а)!"
Садовник :"В кого?"
"Цветок" :"В….. и называет другой из играющих цветов или садовника.
Тот, кто не среагирует вовремя и пропустит свой цветок, становится садовником и игра начинается сначала.
Прорвись в круг".
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Их задача - не пропустить в круг водящего. А задача водящего - попасть в круг любыми средствами - силой, хитростью и т.д. Эта игра развивает не только сплоченность, позволяет попробовать разные способы поведения, позволяющие влиться в группу, но и помогает почувствовать свое отношение к изолированности, отверженности и к причастности к группе. Только обязательно радостно реагируйте на принятие в круг каждого нового члена.
Еще игра на внимание. Все сидят на стульях, ведущий говорит подряд любые слова. Заранее надо договориться, что при назывании, скажем, растений, надо хлопнуть в ладоши. Игру можно усложнить, если добавить второй признак- например, растения - хлопок, животные - приподняться со стула.
УЛИЧНЫЕ ИГРЫ - 100 ЛЕТ НАЗАД.
"ЯША"
Дети образуют круг,в центре которого на корточки садится "Яша"."Яша" смотрит на играющих, входит в образ, посылает приветики близким и друзьям. А ребята, взявшись за руки, ходят вокруг и поют:"Сиди, сиди, яша,под ракитовым кустом.Грызи, грызи, Яша, орешки каленые, милому дареные".Затем Яша встает, ему завязывают платком глаза и раскручивают на месте.ребята в это время хлопают в ладоши и поют:"Чок-чок, пятачок,стал наш Яша дурачок. Где твоя невеста? В чем она одета? Как ее зовут? И откуда привезут?"
Все замолкают, яша, раскрыв руки, приближается к игроку из круга. По одежде, прическе, прочим признакам, на ощупь он должен узнать и назвать попавшегося. Если ему это удается, то узнанный заступает на место Яши.Бывший Яша встает в круг.
ДВЕНАДЦАТЬ ПАЛОЧЕК.
Двенадцать коротких палочек укладывают в виде поленницы на одной из сторон небольшой "перекладины-качелей". Дети считалкой выбирают водящего и собираются у "качелей" На счет раз-два-три один из игроков ударяет ногой по свободной стороне планки, после чего все разбегаются и прячутся.
Водящий собирает разлетевшиеся палочки, укладывает их на место и идет разыскивать друзей. Обнаружив кого-то из спрятавшихся, он подбегает к собранной деревянной фигуре, касается ее и выкрикивает" Чур-чура" и имя замеченного. Тот выходит из своего убежища и становится кандидатом в водящие на следующий кон. Он может избежать этого, если один из спрятавшихся выручит его : незаметно для водящего быстро добежит до деревянной пирамиды , коснется ее рукой и скажет :"Палы-палы-выручалы ( палочка-выручалочка ) и назовет имя "отстуканного"
Когда при отстукивании"Чур-чура" имя спрятавшегося названо неправильно, последний выходит из засады и кричит6"Обознатушки-перепрятушки!"Все собираются вместе и кон начинается заново.
БОЯРЕ
В этой игре участвуют 2 команды детей от 6 лет. В каждую входит от 3 до 12 игроков. Составы могут отличаться на 1-2 человека, но по росту и силе должны быть примерно равны.
Дети, взявшись за руки, становятся в 2 цепочки лицом друг к другу на расстоянии 6-10 шагов. По жребию, одна из команд начинает движение к другой. Ребята первой команды шагают ритмично в такт с хоровым пением :"Бояре, бояре, а мы к вам пришли!" Распев идет на мотив "Калинки" Последний шаг делается с притопом почти у фронта второй команды. После притопа первая команда без перерыва возвращается в исходную позицию со словами :"Молодые, а мы к вам пришли.", останавливается и слушает аналогично выстроенный вопрос-ответ другой команды."Бояре, а зачем пришли?", притоп, движение назад :"Молодые, зачем пришли?"Далее команды повторяют действия со словами:
-Бояре, мы невесту выбирать. Молодые, мы невесту выбирать.
_Бояре, а какая вам мила? Молодые, а какая вам мила?
Команда "сватов" быстро советуется при притопе, расцепляет руки и со словами :"Бояре, нам вот эта мила. Молодые, нам вот эта мила" все игроки дружно указывают на "невесту"и возвращаются на место.
Команда "невесты" вместе с ней отвечает:
-бояре, она дурочка у нас, молодые, , она дурочка у нас.
-Бояре, а мы плеточкой ее. Молодые, а мы плеточкой ее.
-Бояре, она плакса у нас. Молодые, она плакса у нас.
-Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые, а мы пряничка дадим.
-Бояре, у ней зубки болят. Молодые, у ней зубки болят.
-Бояре, а мы к доктору сведем. Молодые, а мы к доктору сведем.
-Бояре, она доктора боится. Молодые, она доктора боится.
Количество аргументов зависит от фантазии игроков, главное - сохранять ритм и слаженность. Когда команды истощаются в подборе тем, следует распев команды "невесты": "Бояре, открывайте ворота, принимайте вы невесту навсегда!"
Команда "сватов" особо крепко держит руки, "невеста2 разбегается и пытается разорвать одно из звеньев. Если ей это удалось, она берет за руку одного игрока и увеличивает состав своей команды. При неудаче, невеста присоединяется к команде противника. Затем команды меняются ролями и игра начинается снова
РАЗВЛЕКУШКИ ДЛЯ ОЧЕРЕДИ, " ПО ДОРОГЕ " И Т.П.
Эти игры развивают мышление, способствуют пополнению словарного запаса ребенка, повышению его самооценки.
Самая простенькая : " Кто больше знает…".
Просто посоревнуйтесь с ребенком : кто больше знает круглого? Скажите : " Я знаю круглое колесо, а ты ? Если ребенок ничего не вспомнит, добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите " круглые " слова : мяч, голова, яблоко и т.д. И пусть последнее слово будет за ним.
Итак, кто больше знает…Холодного? Теплого? Зеленого? Поющего? И т.д. и т.п.
Чуть сложнее - " Слова "
Кто больше знает слов на определенную букву? Со временем можно усложнить: кто знает больше животных на определенную букву? Растений? Марок автомобилей? Композиторов? Городов? Вариант игры - каждое последующее слово начинается на последнюю букву предыдущего.
А вот игра для развития логического мышления - " Найди лишнее ".
Назовите ребенку 3 предмета, относящиеся к одной группе и 1 - к другой так, чтобы разница между ними была очень большой. Например, волк, лиса, медведь, молоток. Волк, лиса и медведь - дикие животные, молоток - инструмент. Ребенок должен выделить группу предметов ( в данном случае - животных ) и назвать лишний - тот, который в эту группу не вписывается. Игру можно постепенно усложнять - называть больше предметов, а лучше - уменьшать между ними разницу. Например, волк, лиса, медведь, заяц. Заяц тоже дикое животное, но он - травоядный, в то время как остальные - хищники. Будьте готовы к тому, что на некоторые такие задачки может быть несколько правильных ответов, скажем, автобус, трамвай, такси, речной трамвайчик. С одной стороны речной трамвайчик лишний, т.к. все остальное - наземные виды транспорта ; с другой - на такси не надо брать билет, а на все остальное - надо. Или арбуз, помидор, банан, персик. С одной стороны, банан явно отличается по форме ; с другой - помидор - единственный овощ. Оба ответа верны, главное, чтобы ребенок мог объяснить свой выбор.
ДЛЯ 4-6 ЛЕТ.
Водящий загадывает слово - предмет обихода, животное, представителя профессии - все равно, лишь бы оно было знакомо всем играющим. На первых порах лучше объявлять заранее, кого загадали. Задача играющих угадать это слово, задавая вопросы, на которые можно ответить "да", "нет", "не скажу" (или "не имеет значения", "не важно" ). Детка учится грамотно задавать вопросы и анализировать информацию. Если заранее не объявляется, к какой группе относится загаданный предмет, то лучше начинать игру с вопроса " Это рукотворное?" или вроде того, чтобы было от чего оттолкнуться.
"Продолжи фразу"
Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет ( например, небольшой мячик, варежку, ключи и т.п.), чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь.
Суть : вы начинаете предложение, ребенок ее заканчивает. Скажем, так :
Зимой идет снег, а летом….. и кидаете ему мяч ( передаете варежку и т.п.).Ребенок отвечает и возвращает вам мячик.
Яблоки растут на дереве, а морковка……
Слон большой, а таракан……..
Во Франции говорят по-французски, а в Англии…..
И т.д. Вариантов - тысячи.
"Продолжи слово"
Похожая игра. Вы говорите первый слог , концовку придумывает ребенок. Можно несколько раз давать одно начало, но договориться, чтобы конец всегда был разным. Поменяйтесь с ребенком, пускай теперь он придумывает начало, а вы - конец. Хорошая возможность пополнить словарный запас.
"Антонимы"
Вы говорите ребенку слово, он сходу придумывает антоним ( заодно объясните, что это такое ). Скажем, холодный - горячий, мокрый - сухой, длинный - короткий ( а не маленький! Верно маленький - большой )
"Профессии"
Вы задаете ребенку вопрос : " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" ( разобрать разницу ), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.
ДОЛГИМИ ЗИМНИМИ ВЕЧЕРАМИ.
ДЛЯ 2-4 ЛЕТ.
"Волшебный мешочек".
В небольшой мешочек ( или наволочку ) положите несколько детских игрушек, сильно отличающиеся по форме, скажем, кубик, резиновый мишка и кольцо от пирамидки. Малыш, не заглядывая в мешочек, запускает в него руку, наощупь определяет, какую из игрушек он взял и только после этого вытаскивает руку с игрушкой. Когда этот уровень будет освоен, игру можно усложнить - положите несколько резиновых животных. Медведя от крокодила наощупь отличить легко, лису от собаки намного труднее. Еще усложним - положим вырезанные из картона геометрические фигуры ( можно взять их из пластмассового математического набора ). Сначала попроще - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Позже добавим ромб и трапецию. Можно положить в мешочек " живые " овощи или фрукты ( или и то и другое ).
Вариант игры - не складывать все это в мешочек, а , положив на диване или полу, накрыть одеялом или покрывалом.
ДЛЯ 4-6 ЛЕТ.
Попросите ребенка внимательно посмотреть в окно и запомнить все, что он там увидит. Когда вернется, задайте вопрос: " Что находится в левом верхнем углу? А в центре? А справа?" и т.п. Если не вспомнит, надо снова подойти, все запомнить, но отвечать уже на другой вопрос. Через пару вопросов повторите тот, на который не было ответа. Можно использовать не окно, а большую картинку в книге.
С читающими детьми можно играть в анаграммы ( см. ниже ), но слова составлять из карточек с крупно написанными буквами.
"Покажи животное" - эта игра позволяет творчески взаимодействовать с другими людьми и узнать, как воспринимают тебя "со стороны".
Пусть каждый выберет себе животное или птицу. И в течение 15 минут ребенок будет этим животным. Будет показывать его повадки, звуки, движения, "общаясь" с другими "зверушками". Можно кричать, бегать, понарошку кусаться и царапаться - только так, чтобы не было больно. Когда дети наиграются, предложите им поделиться впечатлениями от других зверей. Когда эта игра надоест, предложите малышам выбрать противоположные характеры, обсудив их до мелочей. Если малыш слишком застенчив, предложите ему побыть попугаем или обезьянкой. И сразу окажется, что это не так уж трудно и страшно - прыгать на глазах у всех или первым предложить какую-нибудь шалость, скажем, кидаться кокосами-мячами с пальмы-стула. Ведь все обезьянки поступают именно так!
А вот еще игра, которая воспитывает умение произвольно выбирать стиль поведения и формирует уверенность в себе - "Три ответа".
Выберите 3 героя ( можно сказочных, можно зверей - все равно ), которые олицетворяют собой 3 качества : неуверенность, уверенность, агрессивность. Скажем, заяц, медведь и волк. Теперь предложите несколько ситуаций, в которых они могли бы проявить свои качества. Каждый ребенок по очереди играет каждую из ролей. Например, на поляне стоит корзина с яблоками, медом, пирожками. Ее охраняет собака. Как заяц попросит попробовать содержимое корзинки? А волк? А медведь? Игровые ситуации можно придумывать исходя из проблем, с которыми сталкиваются дети при общении друг с другом или со взрослыми.
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 7 ЛЕТ И ВСЕЙ СЕМЬИ
Замечательная игра - анаграммы. Суть: составить больше слов из букв, входящих в состав длинного слова. Слова, одинаковые у всех игроков не считаются. Например, слово ПРОСТОКВАША. Покажите ребенку, как из его букв составить новые слова: КАША, СОК, РОСТОК, ПАР, ВАТА, ТОК, КОТ, ШАВКА, ПАСТА, ПРОСО, ШАР И ДР. Заранее договоритесь, можно ли "е" заменять на "ё" и наоборот, "и" на "й", использовать географические названия, имена собственные. Играя, можно вводить в лексикон ребенка новые для него понятия, объясняя, что оно означает. Важно соблюдать общий для всех игр принцип: играть не долго и время от времени поддаваться или, наоборот, создавать атмосферу азарта, в зависимости от настроения ребенка.
Хорошая игра-тренировка для рассеянных детей и их гостей. Сообщите им, что сейчас все они по очереди будут проходить испытания. Один из играющих должен написать 10 слов на какую-нибудь заданную букву, а все остальные - шуметь, кривляться, приставать с вопросами, смешить - в общем, всячески отвлекать от дела. Нельзя только дотрагиваться до него и подходить ближе, чем на полметра. Выиграет тот, кто успеет за минуту ( или полминуты ) успеет написать все 10 слов. Далее игру можно усложнить: все слова женского рода, не на одну букву, а по одному на каждую ( почти ) букву алфавита.
Для тех, кому необходимость писать - мучение - " Чепуха ". Заготовьте бумажки длиной 25-30 см. и шириной 3 пальца. Объявите, что сейчас каждый должен будет последовательно отвечать письменно на вопросы ведущего, причем каждый следующий ответ - на отдельной бумажке. Ответив, надо завернуть край бумажки вперед так, чтобы написанное нельзя было прочесть, и передать бумажку соседу слева, а самому получить такую же от соседа справа. Сразу под завернутым краем надо написать ответ на следующий вопрос, опять завернуть и передать. Ответив на последний вопрос, передают свою бумажку и читают вслух полученную. Получается смешной рассказ - чепуха. Например первый вопрос: кто? Ответы могут быть: Сережка из пятой квартиры, диван, носовой платок моего деда, слон из цирка и т.п. Второй вопрос: с кем? С обезьяной, женой, продавцом мороженого, тетей Мотей и т.п. Следующие вопросы: Что делали? Где? Зачем они это делали? Чем все это кончилось? Эта игра развивает творческое мышление, речь, навыки письма, сочинительства . а какой заряд положительных эмоций!..
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Возможно Вас также заинтересует: | |